Консультация для родителей
«Что должны знать
родители о ФГОС ДО»
Мы
уже знаем, что введение ФГОС связано с тем, что настала необходимость
стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому
ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.
Однако стандартизация
дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к
детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.
Специфика дошкольного
возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не
суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств,
в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо
отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего
образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая
предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной
деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта
начального образования еще и тем, что к дошкольному образованию не
предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы.
Здесь необходимо
понимать, что если к дошкольному образованию будут заданы требования к
результатам, аналогичные тем, что присутствуют в стандарте начального
образования, то мы лишим детей детства, не учитывая самоценности дошкольного
периода жизни и специфики психического развития детей-дошкольников. Будет
упорно осуществляться подготовка детей к школе, где постоянно будет проверяться
уровень предметных знаний, умений и навыков. И ко всему к этому образовательный
процесс будет выстраиваться по подобию школьного урока, а это противоречит
специфике развития детей дошкольного возраста.
Поэтому, в
дошкольном образовании определены две группы требований, а не три, как в
стандарте начального общего образования. Это требования к структуре программы
дошкольного образования и требования к условиям ее реализации.
При этом
педагогам дается ориентир конечной цели их деятельности. В ФГОС указано, что
одним из обязательных разделов программы любого ДОУ является раздел
«Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы
дошкольного образования». В нем описаны такие интегративные качества (качества!
а не ЗУНы: знания, умения, навыки), которые ребенок может приобрести в
результате освоения программы: например, физически развитый, любознательный,
активный, эмоционально-отзывчивый, общительный и др.
Основная общеобразовательная
программа помогает ребенку овладеть базисным уровнем дошкольного образования.
Она призвана обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему
быть успешным в дальнейшем обучении, т. е. в школе и должна выполняться каждым
дошкольным учреждением.
В тексте ФГОС не
употребляется слово «занятие», но это не означает переход на позиции
«свободного воспитания» дошкольников. Взрослые не перестанут заниматься с
детьми в российских детских садах. Но такая форма образовательной деятельности
как занятие не соответствует возрастным особенностям детей дошкольного
возраста. В современной теории и практике понятие «занятие» рассматривается как
занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой
учебной деятельности.
Новый документ
ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит
сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа
дошкольника. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника
и отведение ей главенствующего места, безусловно, положителен, так как в
настоящее время на первом месте стоит занятие. Необходимость отказаться от
учебно-дисциплинарной модели образовательного процесса – отказ от специально
организованной деятельности уже давно назрела.
Ведущими видами
детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная,
познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что
каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с
детьми.
Содержание
основной программы включает совокупность образовательных областей, которые
обеспечат разностороннее развитие детей с учетом их возраста по основным
направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.
В программе нет привычных предметных областей – развития речи, развития
элементарных математических представлений, рисования, лепки и т. д. Все это
заложено в образовательные области.
Образовательные
области введены для поддержания баланса между всеми направлениями работы
детского сада – все они в равной степени должны быть представлены в
образовательной программе дошкольного образования.
Если говорить
о содержании дошкольного образования, то необходимо
отметить, обязательность его соответствия заявленным в ФГОС
принципам:
- принцип развивающего
образования, целью которого является развитие ребенка;
- принцип необходимости и
достаточности(соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности
(позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и
достаточном материале, максимально приближаться к разумному
"минимуму")
- принцип интеграции
образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и
особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных
областей;
Программа
строится с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с
возрастом детей. Интеграция разных образовательных областей – важный сдвиг в
структурировании программного материала.
Все
образовательные области связаны друг с другом: читая, ребенок познает;
познавая, рассказывает о том, что узнал; взаимодействует со сверстниками и
взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Так взаимопроникновение и
взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка
целостной картины окружающего мира. Безусловно, в новых условиях возрастет роль
взаимосвязи в работе узких специалистов и воспитателей. Например, инструктор по
физической культуре участвует в проведении прогулок, организуя подвижные игры,
эстафеты по теме. Музыкальный руководитель будет осуществляет подбор
музыкального сопровождения для проведения мастерских, релаксации, разминок,
гимнастик и др.
- комплексно-тематический
принцип построения образовательного процесса;
- решение программных образовательных
задач в совместной деятельности взрослого и детей (образовательная
деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской
деятельности и образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных
моментов) и самостоятельной деятельности детей;
Изменяется способ
организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная
(партнерская) деятельность взрослого и ребенка – это наиболее естественный и
эффективный контекст развития в дошкольном детстве.
- взаимодействие с
родителями;
Документ
ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в
реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития
ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии
его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного
процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в
них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.
- И что еще очень важно,
основная программа дошкольного образования обеспечивает преемственность с
примерными основными программами начального образования, чего не было ранее.
Перспектива
реформирования дошкольного образования вселяет надежду на качественные
изменения в данной сфере. Делается попытка преобразовать некогда единую систему
«общественного дошкольного воспитания» в подлинную систему дошкольного
образования как полноправную и неотъемлемую ступень общего образования. Это
означает фактическое признание того, что ребенок дошкольного возраста нуждается
не только в опеке и уходе, но и в воспитании, и в обучении, и в развитии.
Таким
образом, новые стратегические ориентиры в развитии системы образования следует
воспринимать позитивно. Во-первых, система дошкольного образования должна
развиваться в соответствии с запросами общества и государства, которые
обнародованы в этом приказе. Во-вторых, в приказе много положительного:
Желание сделать жизнь
в детском саду более осмысленной и интересной.
Создание условий для того,
чтобы воспитатель мог учитывать особенности развития, интересы своей группы,
специфику национально-культурных и природных географических условий, в которых
осуществляется образовательный процесс и многое другое.
Попытка повлиять на
сокращение и упрощение содержания образования для детей дошкольного возраста за
счет установления целевых ориентиров для каждой образовательной области.
Стремление к формированию
инициативного, активного и самостоятельного ребенка.
Отказ от копирования
школьных технологий и форм организации обучения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий